Середа, 2024-04-24, 9:55 AM
Вітаю Вас Гість | RSS

Якимівська ЗОШ №3

Каталог файлів

Головна » Файли » Мої файли

Семь заповедей учащегося
2012-07-04, 5:35 PM
Есть некие принципиальные моменты, которые надо понимать, чтобы учиться эффективно и радостно. Я их тут сформулирую в виде семи заповедей. Возможно, кто-то все это выразит и по-другому. Было бы интересно.

Заповедь первая

Все, что изучаешь, - это не есть абсолютная истина. Это лишь удобные, практически подтвержденные модели, знания, идеи. К ним следует относиться внимательно, с уважением, но не нужно их абсолютизировать, не нужно их воспринимать как догмы.

Наш преподаватель теоретической физики в Политехе так сказал на эту тему: "Если бы у человека была пятая конечность, то законы природы, возможно, записывались бы по-другому". Вся наука и все теории и методы в ней, все ее достижения и разработки - это не есть абсолют. Возможно, в принципе, подойти и по-другому. Может быть, когда-то, через сотни и тысячи лет, структура и формы научного знания будут совсем иные. Может быть, наши научные и учебные методы будут людям казаться чем-то диким и примитивным - как нам часто кажутся методы и воззрения древних ученых и философов, старинные вычислительные машины, карты и научные трактаты.

Наука - это развивающаяся система. В школе ее часто преподают как нечто Богом данное, как набор абсолютно достоверной информации. Реально - не так. Реально - научное знание все время меняется.

Это не значит, что все зыбко. Поезда ездят, телевизоры и радиотелефоны работают, самолеты летают, медицина лечит многие болезни, педагоги учат детей... Наука поставляет людям уверенные данные об устройстве Природы, и эти данные можно использовать в технике и других областях.

Опыт - вещь реальная. Но он может быть изменен, расширен. Вот что важно помнить. Иначе мы можем потерять главную нить, на которую "нанизывается" любое знание, любое обучение - нить развития.

Волшебство обновляющегося знания и его таинственный аромат - это нечто трепетное. Это нужно беречь в своей душе. Ты можешь просто помнить: то, что знаешь сейчас, - это лишь очередной шаг.

Заповедь вторая

То, чему ты учишься, - это не разрозненный набор фактов, сведений, теорий, методов... То, чему ты учишься, - это система. Система знаний, имеющая свою структуру, имеющая целостность. И эту целостность важно видеть, понимать, ощущать.

Те, кто учатся плохо, да и многие другие обычно думают, что главное - выучить то или это. Полная чушь. Такой подход может выручить в отдельных ситуациях. Но он не даст возможности глубокого и уверенного понимания.

Изучая мир, ты видишь, что он целостен, что это не хаотическая и причудливая мозаика ситуаций? Профессионализм в любой сфере заключается во многом в том, чтобы уметь видеть любую ситуацию, любое явление, любую проблему целиком и, отталкиваясь от этого видения, действовать умело и с толком.

Практически это может выглядеть так. Начав изучение курса по любому предмету, не худо почитать оглавление в учебнике, полистать его, читая заголовки и составляя для себя общее представление. Думаешь, это пустая трата времени? Ничего подобного. Окупается сторицей. Проверено.

Изучая любую деталь, любой текст, любой урок, хорошо бы видеть его в общем массиве данного курса. Скучно? Лень? Я не знаю ни одного из тех, кто делает это (по-умному, конечно) и не оценил эффекта или же жалуется на скучность такого подхода. Тебе интересно смотреть фильм целиком или в виде набора отдельных, не связанных друг с другом эпизодов?

Если ты понял структуру материала, если ты понял взаимосвязи между разными разделами, то эффективность твоей учебы сразу же вырастает очень сильно. Можешь поверить. И проверить. И дело не только в том, что ты будешь лучше ориентироваться и изучать материал более осмысленно. Еще дело в том, что при таком подходе, изучая любую часть курса, ты будешь автоматически помогать изучению всех остальных частей этого курса. Это эффект взаимной поддержки.

И в конце изучения хорошо еще раз оглядеть изученное - как бы сверху. Ты ощутишь вкус этого. Приятно ведь шевелить мозгами и видеть, что это у тебя получается хорошо.

Заповедь третья

Цель обучения - вовсе не в том, чтобы "набить" себя знаниями и умениями, а в том, чтобы развивать свои возможности. Учеба - это тренировка и развитие интеллекта и других сторон личности, а не заполнение полок в библиотеке или механическая отработка программ действий.

Если по-настоящему понять эту простую идею, то любая учеба станет осмысленной и радостной. Тут же. Решение математических задачек и зазубривание текста по английскому, попытки "врубиться" в трудное объяснения физического закона и изучение движущих сил революций в Европе сто пятьдесят лет тому назад, стремление научиться писать грамотно и дружеское общение с героями Достоевского - все это упражнения, все это элементы тренировки твоего ума, всего твоего существа.

Я не помню почти ничего из того, чему учился в Политехе. Но это вовсе не значит, что я учился там зря. Мои интеллектуальные возможности до института и после - это две большие разницы. Институт дал мне очень многое. Но попроси меня написать уравнения Максвелла или проинтегрировать какую-нибудь простейшую функцию по объему - и я только руками разведу.

В то же время, конечно, владея приемами физико-математического мышления, я могу быстро разобраться в любой теме из этого диапазона - из школьной программы или из институтской. При этом я вовсе не вспоминаю изученный ранее материал, а просто умею понять.

Объясняя детям, для чего и как нужно учиться, я люблю приводить такое сравнение. Вот в области физических тренировок человек выполняет разные упражнения: на силу, на быстроту, на координацию, на выносливость... Это могут быть очень специальные упражнения или совсем простые движения типа приседаний или отжиманий. В таком виде они вряд ли будут нужны спортсмену, ведь его ситуации движения обычно очень сложны. Но эти упражнения готовят человека, они меняют его.

Поэтому любая задача типа "Из города А в город В ехал велосипедист" или стихотворение абсолютно далекого тебе по духу поэта-классика - это шанс немного попрактиковать свой интеллект. Если к учебе относиться с такой позиции, то начисто снимаются напряжения типа "А зачем мне это учить, если в жизни мне это не пригодится?!", "А физика меня не интересует, я буду актрисой", "Дурацкое задание безо всякого смысла!" и тому подобные.

Тебе не нужен тренированный интеллект?! Ну если не нужен, так и не нужен. А если нужен, то удобно и приятно пользоваться для его тренировки всем, что "под руку попадается", а уж тем более тем, что заставляют делать люди и обстоятельства. Так веселее. Я точно говорю.

Заповедь четвертая

Неинтересных предметов не бывает. Бывает неумение найти интерес и неумелое преподавание, отбивающее охоту к занятиям. Почти в любой информации можно найти интерес и увидеть смысл для изучения.

Если тебя не интересует информация как таковая, то можно пораскинуть мозгами и поискать такой подход, такие идеи, которые помогут сделать скучное интересным. Можно даже поизощряться. Скажем, если тебе не хочется учить иностранный язык, то ты можешь просто изучать психологию и манеру поведения преподавателя на уроке - заодно и язык потихоньку выучишь.

Вообще это тема, вечная для педагогов: как пробудить в ребенке интерес к учебе, к предмету? Чем младше дети, тем больше ухищрений, изобретений - как, играючи, усвоить нечто. Чем старше, чем ближе к взрослости, тем чаще учителя говорят: "Не хочешь - как хочешь. А если тебе надо, то учись".

Но вот это вот "учись" - оно очень зависит от того, интересно или нет. Если не интересно, то эффективность почти нулевая. Или вблизи нуля. Если интересно, то все идет как по маслу и с удовольствием. Разве не так?!

К сожалению, огромное число учащихся являются рабами неизвестно откуда берущихся убеждений типа "Мне это не интересно". То есть можно, конечно, при больших или небольших усилиях понять, откуда взялось это "Мне не интересно" - упрямое нежелание изучать что-то. Но не так важно, по-моему, откуда оно взялось. Важно, что с этим делать: так жить или менять отношение.

Авторитетно заявляю: интересно может быть почти все. Особенно в сфере наук, знаний о мире, о себе, о жизни, технике. Посмотри: вокруг везде полно людей, которым интересно совсем не то, что тебе. Они могут найти интерес в чем-то, а ты нет? Даже странно так думать. По-моему, отсутствие интереса - это что-то вроде настроения. И сие можно менять.

Как это сделать? Попробую написать далее. А пока ограничусь тем, что намекну. Дело не только в знаниях, так сказать, умственных. Надо учиться находить интерес и смысл в любых ситуациях, в которые приводит тебя жизнь. Это помогает, особенно в ситуациях, которые мы не выбираем, которые для нас дискомфортны. Антипатия к учителю или неудачному учебнику - еще не повод "обидеться" на целую отрасль знаний. Однообразие или "сухость" материала - это вызов тебе, это творческая задача. Слабо переварить?! Ты можешь найти путь решения такой ситуации?!

Лично мне сейчас интересен любой учебник. Автоматически как-то настраиваюсь - вне четкой зависимости от его качества. Но хорошие учебники, конечно, читать много веселее. Тогда уже просто праздник.

Заповедь пятая

Тебя учат люди. Не ангелы, не звери, не роботы, не чучела. Обычные люди, которые таковы же, как и ты сам, но немного отличаются. Скорее всего, они не очень гениальные, но и не совсем уж тупые. Вряд ли они откровенные садисты или невротики. Скорее всего, они не святые.

Люди могут ошибаться. Люди могут быть в плохом настроении. Люди могут плохо себя чувствовать. У них могут быть проблемы: в семье, в личной жизни, с деньгами, с начальством, со здоровьем, с соседями... Люди могут раздражаться и злиться, уставать и забываться. Люди кого-то любят, а кого-то - нет. Люди хотят, чтобы их уважали. Людям нужны тепло и любовь, дружелюбие и вежливость.

Тебе не нравится твой учебник? Тебе кажется, что его написала группа идиотов с маньячными наклонностями? Твое впечатление от учебной программы таково, что она рассчитана на обучение суперкомпьютеров, не имеющих никаких желаний и интересов, кроме учебных? Твои учителя кажутся тебе садистами и бесконечно отсталыми людьми? Я могу, конечно, понять твои чувства. Я сам когда-то учился в школе - воспоминания того времени еще свежи и ярки для меня. Кроме того, я много общаюсь с теми, кто учится в школах сейчас.

Но. Один вопрос: а ты на месте педагогов сделал бы лучше? Ты мог бы вести уроки изо дня в день по многу часов, держа в рамках и под контролем столько детей? И это при том, что существенная часть этих детей учиться не хотят! Ты мог бы всегда быть вежливым, добрым, справедливым, спокойным...? Ты мог бы написать интересный и толковый учебник? Ну хоть один параграф? Ну хоть одну страничку? Попробуй. Если получится, то ты молодец. Может, тебе тогда пойти в педагоги? А может, ты и программу для школ всей страны сумеешь сочинить? Я буду искренне рад, если у тебя это получится. Я серьезно.

Пойми: я не сторонник того, что надо мириться с недостатками. В том, как осуществляется обучение в школах и иных учебных местах, есть масса проблем и огромный простор для поиска более подходящих методов. Но если мы понимаем, как это трудно - сделать хорошо, то это облегчает жизнь всем - и ученикам, и учителям.

Я знаю, как бывает нелегко объяснить человеку какую-то простую тему. Бьешься, бьешься, а он - ничего. Он просто другой. К нему нужен особый подход. Вот и все. Но это непросто. А если этот человек начинает валять дурака и кривляться, то я просто зверею. Или грущу. Или плюю и прекращаю занятия. Или пытаюсь ему "вправить мозги". С переменным успехом.

Я много общаюсь с педагогами и очень хорошо знаю, какая это трудная работа, как они устают. Абсолютное большинство педагогов, с которыми меня сводила судьба, - обычные, нормальные люди, как правило, хорошо знающие свое дело, любящие тех, кого учат, имеющие и достоинства, и недостатки, как и любой человек.

Я не видел педагогов-идиотов. И я не видел учебников, написанных шизофрениками. Так что все, по-моему, не так уж плохо.

Конечно, здорово, если педагог - талант и мастер своего дела. В этом случае тебе повезло. А если ситуация иная, то у тебя есть возможность не очень осуждать того, кто тебя учит. Лучше постарайся этого человека понять. Еще лучше - ему помочь.

Сама наука (любая) - это знание. Оно не очень-то зависит от преподающих его людей. Ты можешь думать об учителях и учебниках как о помощниках. Они могут быть толковыми или бестолковыми. Они могут даже в чем-то тебе мешать. Но главное - ты изучаешь сам предмет. Это твое дело. И твои возможности велики.

Мне кажется, что, чем тратить нервы и время на возмущение по поводу "недотеп в педагогике", лучше потратить те же силы на понимание предмета, или на изучение пейзажа за окном, или еще на что-то интересное...

Но, с другой стороны, люди - это очень важно. В школе и институте мы учимся не только наукам. Мы еще учимся с людьми. Самыми разными.

Каждый учитель - уникален. Он несет тебе знания каким-то своим, особым образом. Помочь ему помочь тебе - творческая задачка. Ну или хотя бы научиться его воспринимать не как врага, а как друга. Друзья ведь разные бывают.

Заповедь шестая

Оценки - не показатель знаний. Они лишь условно обозначают уровень владения предметом. Они часто отражают ловкость и удачливость или, наоборот, отсутствие этих качеств. Но оценки не могут в полной мере охарактеризовать наши знания. Учиться надо не ради оценок. Хотя, с другой стороны, оценки - тоже часть процесса учебы. И в целом они все же в какой-то степени отражают наши знания.

Это парадокс - об эффективности учебы судить по оценкам. Но так сейчас устроено. Умение получать не только хорошие знания, но и хорошие оценки - это бывает полезно. Учителя, родители и все другие похвалят. И всякие блага.

Мне кажется, что надо в первую очередь думать о тренировке своего ума, о том, чтобы хорошо понять какие-то темы, уметь решать задачи, обобщать, выделять суть, владеть своей речью - устной и письменной, ориентироваться в современном мире... Надо развивать в себе системное мышление, научную интуицию и точную логику... Вдохновенное и искренне написанное сочинение лучше того, что ты сделаешь чисто из ориентации на хорошую отметку. Надо думать о деле. Но не следует забывать и про отметки это внешние условия, которые целесообразно учитывать.

Если же ты хочешь не только научиться многому, но и отличные оценки получать, то тебе следует развить в себе такие качества, как умение "собираться" в решающие моменты, умение культурно вести себя на уроках и экзаменах, умение показать свои знания... Но об этом я напишу позже.

Главное - ты учишься для изменения себя, а не для внешнего лоску. Так?

Сам я учился практически всегда на отличные оценки. Мне всегда нравилось не только знать, но и получить "пять". Я не был свободен от тщеславия. Кроме того, в то время хорошие отметки существенно влияли на возможность поступить в институт и получать стипендию, а затем - и на то, где я смогу работать после института.

Ты сам решаешь, насколько тебе нужны знания, хорошие отметки, похвалы... Но не забывай, что все это не совсем одно и то же. Хотя оно все друг друга дополняет.

Заповедь седьмая

Учиться хорошо - очень просто и интересно. Это естественное состояние. Здесь нечем особо гордиться, но тут нечего и стыдиться. Хорошая учеба не требует ни сверхсил, ни сверхстарания, ни сверхвремени. Но, конечно, она требует сил, времени и старания.

Это иллюзия и тяжкое заблуждение, будто бы хорошая учеба - дело, непосильное большинству. Просто нужен правильный настрой, верный подход. Нужно учиться. Нужно верить в себя, а не повторять сказанную кем- то глупость, что "вот этот парень к учебе неспособен". Мое глубокое убеждение (и жизненное наблюдение) состоит в том, что практически любой человек может учиться хорошо.

Парадокс в том, что "неспособные к учебе" люди часто виртуозно и мастерски осваивают какое-то сложное дело, и это дело объективно гораздо сложнее тех немудреных знаний, над которыми они безуспешно бьются в школе на уроках и дома в обнимку с учебником. Я не верю в разговоры об особых способностях. Я не очень-то верю в разговоры о ленивых и трудолюбивых. Я неоднократно видел, что в случае плохой учебы дело во многом в тех психологических барьерах, которые человек воздвигает перед собой, в неуверенности, в убежденности в собственной неумелости. А прикрыть человек это пытается позой: я, мол, не больно-то и хотел. Это не всегда, но часто.

На самом деле учиться хорошо - это такое же увлекательное занятие, как полет на воздушном шаре или просмотр захватывающего фильма. Интеллект играет в свои игры, ему нужны свои приключения...

Таковы некоторые ключевые ориентиры в подходе к учебе. Их имеет смысл держать в голове, помнить в процессе учебной деятельности.

Учеба - это приключение. Оно может быть веселым или грустным, радостным или тоскливым, интересным или скучным, успешным или неудачным...
Категорія: Мої файли | Додав: SUPER
Переглядів: 1239 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Форма входу
Погода
GISMETEO: Погода по г.Мелитополь
Перевіримо час
Календар подій
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
ДРУЗІ САЙТУ
Пошук
Наш сайт відвідали
Наш сайт існує
Наше опитування